Этика науки. (5)

В наст-е время одним из главн-их вопросов явл-ся вопрос об этической стороне науки. Множ-о совр-ых научных иссл-ий проводится с использованием средств и методов, которые прямо или косвенно отражаются на здоровье и жизнедеят-ти человека. Именно по этой причине, этическое регул-ие научных иссл-ий получило столь стремительное развитие в современном мире. Не только общ-во в лице его отдельных представ-ей стремятся «обезопасить» своё существ-е, но и сами ученые порой стремятся поднимать вопрос о моральной оценке их деят-ти чтобы избежать дальнейшего осуждения не только коллегами, но и обществом в целом.

Этика - это фил-кая дисциплина, изучающая явления морали (от лат. moralis - нравств-ть) и нравств-ти. Т.о. из опр-ия => сущ-ет некий мир морали и нравств-ти и сущ-ет теория, его описывающая и изучающая. Аналогия, что сущ-ют явления жизни и наука биология, изучающая их, или явления психики чел-ка и наука психология, изучающая их.

Есть различие: мораль - нравств-ть. Мораль - «совокупность, система норм - запретов, идеалов, требований, предписаний, - принятая и разделяемая в данном обществе». Эти нормы утвердились в обществе в теч-е длит-го периода времени, передаваясь от поколения к поколению. Нравств-ть - реальное поведение людей с точки зрения соответствия его этим нормам, правилам. Т.е. поступок считается безнравственным, если он отклоняется от принятых в данном общ-ве норм и правил поведения. Но данный человек может подчиняться некоторым другим нормам, но, тем не менее, общество будет осуждать его. Напр., Сократ был осужден афинянами за безнравственное, с точки зрения судей, а, следов-но, с точки зр. морали афинского общ-ва, поведение, в то время как последующие поколения считали его образцом нравственности.

Мир, изучаемый этикой, построен иным образом, чем мир, изучаемый, физикой, химией или психологией. Различие отчетливо прояв-ся на уровне языка, кот-м оперирует этика и все ост-ые науки. Такие высказ-ия, как, «земля вращается вокруг солнца», «вода есть химическое соединение кислорода и водорода», «сотовая связь есть достижение развития науки и техники» и другие относятся к миру сущего. А вот высказ-е, характ-ое для сферы морали: «молодые люди должны уважать пожилых людей» - в нем идет речь не столько о том, чт.е. , сколько о том, чему следует быть, о мире должного (оценочные науки также-гносеология, эстетика). В этике осн-ми оценочными категориями явл-ся категории добра и зла.

Оценочные отношения, которые изучает этика имеют свою структуру. Напр., выражение «молодые люди должны уважать пожилых людей». Сравним это выражение с другим, а именно, «молодые люди уважают пожилых людей». В обоих высказ-ях присутствует: 1. некто (молодые люди), кто 2. осуществ-т некот-ые действия (уважают), направл-ые на некоторый объект (пожилые люди). Во втором случае выраж-е носит описательный хар-р, выражая только то, чт.е. в действ-ти. Такое предложение наз-ся дескриптивным (т.е. описательным). Заметим, что в данном случае описывается некот-й факт, не добавляя того, хороший он или плохой. В первом случае речь уже идет не о том, чт.е. , а о том, что должно быть. Т.е. первое высказ-ие по своей сути фиксирует предписание, или норму, соблюдаемую или не соблюдаемую в реальных ситуациях и являющуюся критерием для оценки множ-ва конкретных событий и действий. Такие высказ-ия называются нормативными (или прескриптивными, т.е. предписывающими).



Этика науки представляет собой фил-ое и социол-ое изучение взаимоотн-ий науки и морали: а) в плане воздействия науки на мораль, знаний и научного прогресса на моральность, нравы людей и нравственный прогресс общ-ва, влияние ценностей науки на мораль, соотн-е истины и добра, истинности моральных явл-ий и б) в плане воздействия морали на науку, ценностей и норм морали на отн-ие в науке и ее рез-ты, мировоззренческих установок ученого на познание действия морали, раскрытия содержания гражданской и моральной ответств-ти ученых.

Этика науки имеет разные уровни исследования: общеэтический анализ взаимоотн-й науки и морали (с выходом на философский уровень, на обобщение методологического порядка), средний уровень для кот-го общеэтические полож-ия выступают в кач-ве методолог-их предпосылок, и конкретно - эмпирический уровень исследования моральных отн-ий и нравов в науке с помощью методов социологии, социальной психологии и других наук.

Этику интересуют только такие ситуации, когда у человека есть реальный и свободный выбор. Выбор будет реальным, если каждая из альтернатив находится в пределах возможностей человека. Например, человек не может выбирать прыгать ему на 100 метров в длину или нет. Выбор будет свободным, если не сущ-ет внешнего воздействия на человека, заставляющего его выбрать одну конкретную альтернативу. Выбор может считаться не свободным, даже если нет прямого принуждения. Например, если кто-то вводит человека в заблуждение относительно последствий его поступка. В этом случае принято говорить, что человеком манипулируют. Реальный, свободный, осознанный и информированный выбор, который делает человек, принимая одну из альтернатив, неразрывно связан с его ответств-ью за совершаемый поступок. Те ситуации, когда у человека есть реальный и свободный выбор, и, следов-но, когда он принимает на себя ответств-ть за свои действия и последствия, и явл-ся объектом иссл-ия для этики. Иногда говорят, что этику интересует автономный человек и автономный поступок.



В этике, история кот-й насчитывает более 2500 лет, нет единой теории. Наличие единой теории м. привести к явлению, кот-е получило назв-е этический догматизм и даже фанатизм. Такой фанатизм чреват не только неспособностью выслушать иное, альтернативное суждение, но и в конечном счете и отрицанием за другим права делать собств-ый свободный выбор. А это подрывает сами основания этики и морали. В то же время, если признать наличие различных этических теорий, которые могут конкурировать между собой, то появл-ся - этический релятивизм (или даже нигилизм). В результате получается, что любой, даже самый низменный поступок, можно оправдать, необходимо только подобрать под него подходящую теорию.

Можно выделить 3 осн-х варианта ответов на вопрос о происх-и морали, истоках морали: религиозное происх-ие морали; натуралистические теории (предполагаются, что источник морали находится в естественном законе или естественном праве (т.е. морально то, что находится в согласии с природой); человеческая природа и источник морали (считается, что у каждого чел-ка есть присущее ему от рождения или от природы нравств-е чувство - моральная интуиция, кот-ая помогает ему сделать правильный выбор). В данном случае пример - демон Сократа, кот-ый, по словам Сократа, подсказывал ему, какой выбор сделать, предостерегал его от ошибочных действий. Но в данном случае морал-ая интуиция принимала облик некот-го сверхъестественного начала. При таком подходе задачей этики становится лишь прояснение, очищение этой интуиции. В одно время популярным был подход Ж.-Ж. Руссо, который видел образец морали в поведении первобытного человека - «дикаря», не испорченного цивилиз-й и поступ-его так, как диктуют ему инстинкты. Эти инстинкты, укорененные в чел-ой природе, и явл-ся последним основанием морали.


7695674002255013.html
7695714604180989.html
    PR.RU™