Выберите то определение педагогического процесса, которое, на Ваш взгляд, наиболее точно отражает его сущность, и обведите соответствующую букву кружком.

1234

Тестовые задания

Общие тесты 1

Ниже приводятся тестовые педагогические задания разных видов в соответствии с классификацией критериально-ориентированных тестов и тестовых заданий, представленной в учебно-методическом пособии З.П. Трофимовой. Их использование в учебном процессе обеспечивает освоение студентами способов учебно-исследовательской деятельности на разных уровнях, что позволяет диагностировать формируемые психолого-педагогические компетенции.

1. Тест на узнавание. Вид тестового задания – альтернативный

Многие науки связаны с изучением вопросов воспитания. Найдите вариант ответа, характеризующий предмет педагогической науки:

1. Изучение воспитания как фактора общественного прогресса.

2. Изучение воспитания как фактора развития психических процессов личности.

3. Изучение воспитания как педагогического процесса развития и формирования личности.

4. Изучение воспитания как фактора духовного формирования личности.

5. Правильного ответа нет.

2. Тест на узнавание. Вид тестового задания – на различение

Кто впервые ввел в теорию обучения термин «дидактика»? Укажите правильный ответ:

а) И.Ф. Гербарт

б) В.Ратке

в) И.Г. Песталлоци

г) Я.А. Каменский

д) А. Дистервег

3. Тест на воспроизведение. Вид тестового задания – на свободно конструируемый ответ

Определите приемы ниже указанных методов обучения:

1. Рассказ

2. Объяснение

3. Упражнение

4. Дискуссия

5. Проблемно-поисковый

6. Исследовательский

4. Тест на воспроизведение на уровне понимания. Вид тестового задания – на установление соответствия

Сформулируйте определение проблемного обучения, используя выражения, стоящие в правом столбике:

Тип обучения Определение конкретного типа обучения
Проблемное обучение 1. Система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся. 2. Процесс усвоения «готовых» предметно-дисциплинарных знаний и исполнительных способов учебно-познавательной деятельности (имитация, следование образцам). 3. Особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-позна­ва­тельной деятельности учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач. 4. Процесс разворачивания педагогом проблемной ситуации. 5. Процесс обучения с использованием преимущественно иллюстративно-объяснительных и репродуктивных методов обучения.

5. Тест на воспроизведение на уровне памяти. Вид тестового задания – на дополнение с ограничением ответа (подстановка)



Укажите типы уроков в соответствии с дидактическими целями:

1) уроки изучения нового учебного материала;

2) ...;

3) ...;

4) ...;

5) комбинированные (смешанные) уроки.

6. Тест на воспроизведение, основанное на понимании и применении знаний в знакомой ситуации; вид тестового задания – типовая задача

Раскройте виды учебной деятельности, в наибольшей степени способствующие эффективному умственному развитию школьников 11–15 лет.

7. Проблемное задание

Определите специальные (предметные) и общеучебные умения и навыки, которые формируются при изучении учебного материала из школьного курса (указывается учебный предмет) по теме (указывается тема).

8. Учебно-исследовательская задача

Обоснуйте систему интеллектуального воспитания учащихся 6-х классов во внеклассной работе с учетом гендерных особенностей.

Общие тесты 2

Тест 1

1. Есть ли общие для всех исторических этапов развития общества черты воспитания? Какие из ответов, на Ваш взгляд, соответствуют истине?

1. Каждая эпоха выдвигает свой идеал личности, поэтому общих черт быть не может.

2. Воспитание – категория вечная и неизменная, поэтому характеризуется общими чертами для всех эпох.

3. Общество в каждую историческую эпоху заботилось о всестороннем и гармоничном развитии личности.

4. Воспитание определяется как общими характеристиками, присущими всем этапам развития общества, так и специфическими, которые выдвигает каждая историческая эпоха.

5. Правильного ответа нет.

2. Многие науки касаются изучения вопросов воспитания. Найдите вариант ответа, характеризующий предмет педагогической науки:

6. Изучение воспитания как фактора общественного прогресса.

7. Изучение воспитания как фактора развития психических процессов личности.

8. Изучение воспитания как педагогического процесса развития и формирования личности.

9. Изучение воспитания как фактора духовного формирования личности.

10. Правильного ответа нет.

3. Выберите варианты ответа на вопрос: «Что определило возникновение педагогики как науки?»

1. Забота родителей о благополучии детей.

2. Закон биологического сохранения и продолжения рода.

3. Потребность общества в подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду.

4. Развитие наук в ходе исторического прогресса.

5. Правильного ответа нет.

4. Выбирая категории из правого столбика, вставьте пропущенное слово:

………………. – это непрерывный процесс интеграции личности в социальную систему путем адаптации и творческой самореализации Воспитание
………………. – это специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение знаний и способов деятельности, развитие познавательных и других способностей, формирование мировоззрения Образование
………………. – это процесс и результат становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов социализация
………………. – это процесс и результат развития личности как субъекта познания, деятельности и отношений развитие
………………. – это процесс и результат количественных и качественных изменений различных сторон личности, ее взросление формирование
………………. – это целенаправленный процесс формирования и развития отношений личности с миром и с самим собой в специально организованных условиях – в школе, семье, внешкольных организациях обучение

Тест 2

1. Что в переводе с греческого языка означают слова – Педагогика

Школа

2. Вставьте пропущенные словосочетания:

a) Педагогика – это наука о целенаправленном процессе ……. и ……. подрастающего поколения к самостоятельной жизни и деятельности.

b) Педагогика это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации ……. как фактора и средства ……. человека на протяжении всей его жизни.

c) Предметом педагогики как науки являются ……., ……. которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов ……., ……., ……., ……. личности.

3. Выберите из ряда понятий основные категории педагогики: воспитание, педагогические явления, педагогический процесс, личностное качество, знание, обучение, умение, навык, развитие, формирование, образование, педагогическая действительность.

4. В какой группе указаны все отрасли педагогических знаний, составляющие систему педагогических наук?

a) Философия, социология, школьная гигиена, педагогика, психология, анатомия и физиология.

b) Основы педагогики, дидактика, теория воспитания, школоведение.

c) Педагогическая психология, педагогическая социология, социальная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.

d) Общая педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, методика преподавания отдельных учебных предметов, история педагогики, сравнительная педагогика, профессиональная педагогика, социальная педагогика, превентивная педагогика, лечебная педагогика.

5. Вставьте пропущенные названия основных образовательных парадигм, реализация которых определяет общекультурное значение педагогики:

знаниевая и …;

технократическая и …;

педоцентристская и …;

социетарная и ….

6. Какая из образовательных парадигм:

a) признает в образовательных системах личность как высшую ценность и основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сотрудничество, оказание помощи и поддержку личности;

b) ориентирует на создание образовательно-развивающей среды и благоприятных условий для становления и эффективного развития всех детей, более полный учет их индивидуальных особенностей;

c) направлена не только на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, но и на освоение ими элементов культуры, общечеловеческих ценностей, способов познания, поведения, общения; при этом особое внимание уделяется формированию у обучаемых языковой, правовой, экологической культуры и др.;

d) ориентируется в процессе воспитания и образования прежде всего на учет интересов, потребностей и индивидуальных особенностей всех участников образовательного процесса, превращая их в равноправных субъектов образовательной деятельности.

7. Вставьте пропущенные слова:

Методология педагогики – это учение о …, …, …, … познания и преобразования педагогической действительности.

8. Дополните систему основных методологических подходов педагогики:

системный, …, …, полисубъектный (диагологический), аксиологический, …, этнопедагогический, ….

9. Какой из методологических подходов педагогики предполагает:

a) ориентацию при организации и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат, главный критерий его эффективности; уникальность личности и учет ее индивидуальных особенностей;

b) развитие человека, становление его как творческой личности посредством освоения им культуры как системы ценностей;

c) что, деятельность является важнейшим фактором развития личности;

d) системное использование и учет данных всех человековедческих наук при организации и осуществлении педагогического процесса.

11. В какой группе указаны основные методы научно-педагогического исследования, направленные на изучение педагогического опыта?

a) Социометрические измерения, анализ, синтез, индукция, дедукция, эксперимент.

b) Наблюдение, эксперимент, беседа, изучение ученических работ и документации детских учреждений, сравнительно-исторический анализ, моделирование, математические методы.

c) Обобщение опыта, тесты, анкеты, составление алгоритмов, моделирование.

d) Педагогическое наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, анализ и оценка результатов учебной деятельности, анализ педагогической документации.

Тест 3

1. Допишите, каким образом важнейшие мировые социокультурные тенденции, глобальные проблемы человечества оказывают влияние на развитие образования в обществе, определение образовательных целей и содержанияобучения:

1) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта;

2) рост культурного плюрализма и самобытности;

3) …;

4) … .

2. Назовите две основные функции образования в обществе и соответствующие им образовательные модели.

3. Какие другие названия имеют теоретическая и универсальная модели образования?

4. Вставьте пропущенные словосочетания:

Педагогический процесс в универсальной модели образования направлен не только на усвоение обучающимися конкретной информации (знаний), но и на овладение ими ………….. (завершите фразу).

5. Деятельностный подход в образовании предполагает реализацию … технологий, основанных … формах и методах обучения; обеспечивает активность всех участников педагогического процесса, усвоение обучающимися ……….. . (завершите фразу).

Тест 4

1.Допишите основные направления развития современной системы образования:

– направленность на ценности национальной и мировой культуры;

– …;

– …;

– … .

2. Допишите позитивные тенденции и особенности развития национальной системы образования:

– значительное обновление и разработка новых образовательных стандартов , учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

– разработка и внедрение в вузы и школы систем обеспечения и управления качеством образования;

– использование школами и вузами дополнительных источников финансирования;

– …;

– …;

– …;

– … .

3. Вставьте пропущенные словосочетания:

Целевыми установками новой парадигмы образования выступают

– разработка и реализация … содержания обучения, способствующего не только усвоению обучающимися «готовых» знаний, но и … и…, формированию у них готовности к постоянному … …;

– создание и внедрение … технологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в … деятельности.

4. Дайте определение образованию в соответствии с Законом об образовании Республики Беларусь.

Под образованием понимается процесс … и … в интересах …, …, …, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в …, …, …, … развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

5. Вставьте пропущенные слова:

Образование подразделяется на … и … .

Основное образование имеет следующие уровни:

– дошкольное образование,

– общее базовое образование (… кл.),

– …,

– …,

– …,

– …,

– послевузовское образование.

6. В чем заключаются основные отличия перспективной структуры образования от действующей?

7. Из нижеприведенного ряда понятий выберите основные принципы реформирования системы среднего образования в современных условиях: дифференциация, интеграция, развивающий характер обучения, единство национальных и общечеловеческих ценностей, демократизация, авторитаризм, гуманизация, унификация, фундаментальность, культурологический, деидеологизация, гуманитаризация, предметоцентризм, диверсификация.

8. Какой принцип модернизации общеобразовательной средней школы предполагает

а) «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса, признание личности и ученика, и педагога высшей жизненной ценностью;

б) изменение учебных планов и программ, форм и технологий обучения в соответствии с потребностями, интересами, возможностями ученика.

9. Дополните основные признаки (особенности) деятельности учебных заведений нового типа:

1) профилизация образовательного процесса,

2) утверждение и развитие собственных традиций учебного заведения,

3) …,

4) …,

5) ….

10. Допишите:

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования выступают:

– повышение … высшего образования,

– формирование профессиональной … специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности,

– воспитание … личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.

12. Вставьте пропущенные словосочетания, используя слова из нижеприведенного ряда:

Совершенствование структуры и содержания высшего образования предполагает

– переход к … системе профессиональной подготовки специалистов, включающей … и … ;

– … типов высших учебных заведений: высший колледж – институт – академия – университет;

– … среднего специального и высшего образования (в виде ССУЗ – вуз, лицей – вуз и др.).

(дифференциация, гуманитаризация, магистратура, двухступенчатая, диверсификация, интеграция, бакалавриат, интернационализация образования)

Тест 5

1. Классифицируйте свойства человека по обусловленности их развития биологическими или социальными факторами и заполните схему.

Задатки, целеустремленность, равнодушие, темперамент, гуманность, тип нервной деятельности, терпимость, ответственность, цвет глаз, способности, характер, гениальность, речь, мышление, воля, авторитет, убеждения.


2. Как называются концепции, лежащие в основе приведенных высказываний. Впишите их названия.

- «Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается агрессивность, алчность, жестокость» ………………………………………………………………………..

- «Человек – это «чистая доска», на которой педагоги и социальное окружение пишут свои письмена» ………………………………..

- «Человек – это биосоциальное существо. Можно долго спорить, что больше всего сказывается на развитии человека, наследственность или среда, но не надо путать факторы и движущие силы. Движущей силой развития выступает собственная активность человека – его сознание, целеустремленность, деятельность по удовлетворению ведущих потребностей» ……………………………………

3. Определите, к какому факторуразвития относится эта характеристика.

1. Развитие интеллекта.

2. Развитие эмоциональной сферы.

3. Развитие устойчивости к стрессам.

4. Развитие уверенности в себе и самопринятия.

5. Развитие позитивного отношения к миру и принятия других.

6. Развитие самостоятельности и автономности.

7. Развитие мотивации, самоактуализации, самосовершенствования.

Ответ: _________________.

4. Вставьте пропущенные словосочетания, используя нижеприведенные:

А. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом явления: собственно ………… его анатомо-биологических структур; ………. развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

В. В психолого-педагогической науке сложились по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая заключается в том, что ……… рассматриваются как два ……… друг от друга процесса. Но ……… как бы надстраивается над созреванием мозга.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, отождествляют ……….

Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: ………. Эту существенно новую идею выдвинул ………. Он обосновал тезис о ведущей роли ……. в развитии личности.

Современная педагогика стоит на точке зрения …….

(Л.В.Выготский, диалектическая взаимосвязь, новообразование, структура, психическое (умственное) обучение, биологическое, независимый, развитие).

5. Допишите предложения, используя приведенные в скобках слова:

А. Основные характеристики учебной деятельности:

1) она специально направлена на ……;

2) в ней осваиваются ……;

3) общие способы действия предваряют ……;

4) учебная деятельность ведет к изменениям ……;

5) происходят изменения …… в зависимости от результатов своих собственных действий.

В. Главным результатом учебной деятельности является …….

С. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является …….

Д. Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из элементов: 1) ……; 2) ……; 3) ……; 4) ……; 5) …….

Г. Функциональная модель учения включает …….

(Овладение учебным материалом; психические свойства и поведение; решение учебных задач; сам человек; научные понятия; способы действий, формирование сознания и мышления, усвоение знаний; овладение способами действий; контроль, переходящий в самоконтроль; мотивация; учебные действия; оценка, переходящая в самооценку; учебные задачи; реализация программы; система мотивов; условия, средства; принятие норм, критериев оценки; контроль результатов действий; принятие решения о коррекции; оценивание результатов учебных действий; принятие требований педагога, постановка целей учения; разработка программы, ориентировочных, исполнительных и контрольных действий; выбор значимых условий).

6. Дополните понятия:

А. Ценности воспитания – это …….

В. Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда …….

С. Воспитательный процесс – …….

D. В контексте гуманистической парадигмы воспитание является … … .

E. Важнейшим условием для воспитания является … … .

F. Саморазвитие определяется … … .

7. Установите соответствие понятий:

1. Я-концепция А. Целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.
2. Система деятельности педагога-воспитателя В. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, идеалами, убеждениями.
3. Воспитатель-ная работа С. Последовательная совокупность различных видов педагогической деятельности: целеполагающей, прогностической, диагностической, проектировочной, конструктивной, организаторской, коррекционной, коммуникативной, рефлексивной.
4. Самовоспита-ние D. Динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственное осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов.

Ответ: 1 ____, 2 ____, 3 ____, 4 ____.

Выберите то определение педагогического процесса, которое, на Ваш взгляд, наиболее точно отражает его сущность, и обведите соответствующую букву кружком.

А. Педагогический процесс – это система, объединяющая в себе процессы обучения, воспитания и развития.

В. Педагогический процесс – это синоним понятия «учебно-воспитательный процесс».

С. Педагогический процесс – это содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение целей образования и удовлетворение потребностей его субъектов.

D. Педагогический процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания.


7697161246085050.html
7697193965863885.html
    PR.RU™