Категориальный аппарат социальной педагогики

1 раздел:

Социальная педагогика (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

Социальная педагогика (А. В. Мудрик) — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (воинские части, предприятия).

Социальная педагогика (В. Д. Семенов) — наука о воспитательных влияниях социальной среды.

Социальная педагогика (Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова) — это теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация.

Социальная педагогика (Ф. А. Мустаева) — теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения.

Социальная педагогика (И.А. Липский) - теория и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их подготовки к этому взаимодействию. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность - и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения - и общения - , вариантов жизненного стиля.

Источник: Психологический словарь. 2000. http://dic.academic.ru/

Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация — одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гешталът-психологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида. Источник:http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=23

Социальная работа - совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения: безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным.



Основными функциями социальной работы являются:
- социальная помощь;
- социальная коррекция;
- социальная реабилитация;
- социальная терапия.

Источник: http://termin.bposd.ru/publ/19-1-0-17566

Социальный работник -Оказывает материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, находящимся в состоянии психической депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких, семьи, жилья и т.п. Выявляет граждан, нуждаю­щихся в такой помощи определяет характер и объем необходимой помощи. Источник:http://www.rabotka.ru/

Социальный педагог -специалист по социально-педагогической работе сдетьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями,со взрослым населением в условиях образовательных и специализированныхучреждений, по месту жительства. С. п. призван обеспечивать направленную социально-педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодежи, способствовать их социальному воспитанию вусловиях жизнедеятельности, оказывать психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям,помогать подросткам в период их социального и профессионального становления.Источник:Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г. http://voluntary.ru/dictionary/ Воспитание: *(в узком смысле) - процессы целенаправленного влияния на личность с целью ее всестороннего развития. Источник: Н.К. Крупская *(в широком смысле): - воздействие на формирование и развитие психики человека всей окружающей обстановки, происходящих событий, всего общественного строя. - это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством… учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной воспитательной работы. Источник: Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1982 Развитие- необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Развитие человека можно условно разделить на три составных части: - физическое развитие (изменение массы тела, роста и т. д.); - социальное развитие (изменение социального статуса); - развитие психических процессов: интеллекта (мышления, внимания, памяти); развитие воли; развитие эмоций. Источник: А. М. Новиков Основания педагогики. Категориальный аппарат ко 2-му разделу: Факторы социализации: 1. - мегафактор – (от англ. «мега» – «очень большой, всеобщий») – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. 2. - макрофактор - (от англ. «макро» – «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство. 3. - мезофактор – (от англ. «мезо» – «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам. 4. - микрофактор – факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. Источник: Д. Альжев, Социальная педагогика Механизмы социализации · импринтинг– запечатление человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте, но и на более поздних возрастных этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.; · экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое принятие норм социального поведения, обязательных в процессе общения со значимыми лицами; · подражание– следование какому-нибудь образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта; · идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом; · рефлексия– внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. · Источник: Д. Альжев, Социальная педагогика

Воспитание -воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению.

Источник:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1976

Воспитание—1) в широком смысле — процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов;2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.

Поведение девиантное- совокупность видов поведения, которые нарушают доминирующие в обществе правила и нормы - моральные, правовые и др., и приводят в конечном счете к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Источник:http://voluntary.ru ,Социологический словарь проекта Socium, 2003 г.

Поведение противоправное- вид поведения, представляющего собой нарушение моральных и правовых норм и выражающегося в преступлениях - грабежах, убийствах и т.п.

Источник: http://voluntary.ru, Медведева Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы.

Социальная помощь— система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Источник:http://voluntary.ru/ В. Касьянов, В. Нечипуренко. Социология права словарь специальных терминов, 2001 г.

Депривация -этопроцесс сокращения или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп. Источник: http://voluntary.ru/

Страна -это крупная территория, выделяемая по географическому положению и природным условиям (например, равнинная страна - Западно-Сибирская равнина, горная страна - Кавказ и т.п.); в политическо-географическом отношении - территория, имеющая определенные границы, обладающая государственным суверенитетом. Источник: Современная энциклопедия. 2000. http://dic.academic.ru Государство- 1) в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм Г., его аппарат; 2) понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.). 3) как субъект международного права - основной участник международных отношений. Включает как политическую организацию власти и население с определенной территорией. Основным характеризующим качеством является суверенитет. Источник:Юридический словарь. 2000. http://dic.academic.ru Этнос (греческое ethnos - народ) - это исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием. Источник: Современная энциклопедия. 2000. . http://dic.academic.ru Менталитет- англ. mentality; нем. Mentalitat. Совокупность и специфическая форма организации, своеобразный склад различных человеческих психических свойств и качеств, особенностей их проявлений. Источник:Энциклопедия социологии, 2009 http://dic.academic.ru Регион - это 1) отдельный экономико-географический или близкий по национальному составу и культуре, или выделяемый по определенным военно-стратегическим соображениям район мира (отдельно взятого государства); 2) часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории РФ либо объединять территории ряда субъектов РФ. Источник: Словарь терминов МЧС, 2010 http://dic.academic.ru Общество — 1) в широком понимании слова это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2)в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. Источник:http://dic.academic.ru/contents.nsf/ruwiki/ Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Источник: http://ru.wikipedia.org Категориальный аппарат к 3-му разделу: 1. Локальная воспитательная система - создание условий для эффективных развития и духовно-ценностной ориентации членов воспитательной организации. Локальная воспитательная система имеет несколько обязательных параметров: · наличие сформулированных педагогических целей, исходящих из задач социального воспитания и учитывающих актуальные потребности и цели членов организации; · совокупность идей и программ работы по реализации целей воспитательной системы, в которую включаются в субъектной позиции все больше членов организации; · упорядоченность быта и жизнедеятельности организации и интеграция социально-психологических процессов в соответствии с ее целями; · гуманистический характер быта, жизнедеятельности, отношений и руководства; · управляемое развитие организации в соответствии с меняющимися условиями (внешними и внутренними), запросами и целями ее членов. Главный критерий эффективности развития локальной воспитательной системы - становление личности. Источник:А.В. Мудрик «Социальная педагогика». Методы социального образования: · Групповые · Индивидуальные. Методы работы социального педагога: · Диагностические: Направлены на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса. · Социометрические: это довольно простая по своему характеру методическая процедура социометрического обследования, содержательной сутью которой является прямой опрос участников эксперимента с целью выявить их индивидуальные межличностные предпочтения. В то же время часто бывает недостаточно зафиксировать лишь факты позитивно-эмоциональных отношений между испытуемыми, а требуется также выяснить, не наличествуют ли между ними взаимоотношения, характеризующиеся в той или иной степени осознаваемой антипатией. Для решения этой задачи, наряду с вопросом или группой вопросов, предполагающих позитивно окрашенный выбор партнеров по взаимодействию и общению, участникам эксперимента предлагают ответить и на "обратный" вопрос, т. е. на вопрос, ответ на который предусматривает не позитивный выбор, а отвержение (отклонение) тех или иных товарищей по группе. · Прогностические: социальные механизмы, обуславливающие развитие и функционирование общества как социального организма, совокупность исходных, промежуточных и конечных состояний и процессов, которые проходят те или иные социальные явления, совокупность тенденций и перспектив развития социального явления в прошлом, настоящем и будущем. Источник: ru.wikipedia.org. Методы моделирования социально-психологического поведения · Материальное (субстанциональное) моделирование - основывается на материальной аналогии объекта и его модели. Для построения данного типа моделей необходимо выделить функциональные характеристики (геометрические, физические) исследуемого объекта. Процесс исследования связан с материальным воздействием на объект. · Социально-педагогические эксперименты (метод Макаренко). · Идеальное моделирование - основано на мыслимой аналогии. · Знаковое 1. Математическое 2. Компьютерное · Интуитивное (жизненный опыт) Источник: методы моделирования социально-психологического поведения.http/www.edu.ru/Социологический словарь проекта Socium, 2003 г. Категориальный аппарат к 4-му разделу: Социум –окружение, в котором формируется человек, совокупность различных групп и других объединений, организаций, учреждений, движений, составляющих это окружение; среда, влияние которой испытывает человек в процессе своей жизнедеятельности; пространство- предметное, культурное, духовное, -где он реализует свою активность. Источник:Ф.А. Мустаева «Основы социальной педагогики». Социальная политика —система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Источник: Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Социальная программа - совокупность мероприятий (действий), необходимых для реализации социального проекта или плана: документ, определяющий содержание и последовательность действий, направленных на решение конкретных социальных проблем. Источник: Медведева Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы Социальный проект - это, как правило, малобюджетный проект, направленный на реализацию социально значимой для евпаторийцев, некоммерческой идеи. Социальные проекты не предполагают получение прибыли — напротив, люди, их организующие, работают бесплатно и вкладывают свои средства, а также привлекают средства своих знакомых из числа горячо увлеченных данной темой (в народе — фанаты), или просто поддерживающих. Источник: www.gorod-masterov.org Патронаж — разновидность попечительства. В Российской Федерации правовая форма патронажа предусмотрена ст. 41 Гражданского кодекса. Под патронажем следует понимать регулярное оказание помощи в осуществлении своих прав. В данном случае попечительство устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, а также исполнять свои обязанности. При этом, просьба о патронаже исходит от самого гражданина. Приняв заявление, орган опеки и попечительства обязан назначить гражданину попечителя (помощника). Сам заявитель может согласиться, либо отклонить данное назначение. Если назначение помощника будет одобрено, то между ним и заявителем заключается договор поручения или договор доверительного управления. Попечитель исполняет свои обязанности перед опекаемым гражданином на основании такого договора. Для совершения бытовых и иных сделок требуется согласие подопечного. Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью попечителей-помощников. Источник: Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Благотворительность —оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.Благотворительная деятельность в Россиирегулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса. Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация. Источник: ru.wikipedia.org. Благотворительный фонд (фр. fond от лат. fundus — основание) — некоммерческая организация, создаваемая для благотворительных, социальных и иных общественно-полезных целей. Источник: ru.wikipedia.org. Волонтерство (фр. — добровольность) — добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказывающимися в сложных жизненных условиях. Источник: Медведева Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы. Благополучатели-лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев. ст. 5 федерального закона от 11.08.95 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Источник:Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Льготы-преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам. Чаще всего такие преимущества имеют форму полного или частичного освобождения от уплаты налогов (налоговые льготы) и от внесения других обязательных платежей (например, бесплатный проезд в общественном транспорте), а также освобождения от выполнения общих для всех обязанностей или форму дополнительных выплат (повышенные стипендии, пенсии, пособия). Адресные (именные) льготы предоставляются конкретным лицам или организациям по решению государственных органов. Источник:Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с..1999. Социальная защита – система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемый уровень жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Источник:Ф.А. Мустаева «Основы социальной педагогики». Термин «социальная защищенность» (« социальная безопасность») рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле под социальной безопасностью понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности своих детей. В узком смысле под социальной безопасностью имеется в виду социальная политика государства, стремящегося административными мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы сносное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его (старики, инвалиды, безработные, сироты, мигранты, дети). Источник:Ф.А. Мустаева «Основы социальной педагогики».

Источник:Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

Виктимология социально-педагогическая (от лат. victime - жертва и греч. logos - слово, понятие, учение) - отрасль знания, составная часть соц. педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание. В. с.-п. разрабатывает общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие к-рых человек становится жертвой. Термин введен в соц. педагогику А.В.Мудриком.


7702117374102087.html
7702163029406803.html
    PR.RU™